В далеком 1972 году Аркадий и Борис Стругацкие написали свою
фантастическую повесть "Пикник на обочине”, ставшую лидером по количеству
переводов и изданиям за пределами СССР, но не столь понятой у себя на родине.
Позднее, по мотивам повести был снят вышедший в 1979 году фильм Андрея
Тарковского "Сталкер” , что и положило самую первую основу нынешней , как
теперь можно сказать: исконно нашей субкультуры. Именно после книги термин "сталкер”
устойчиво вошел в русский язык и именно после фильма осел в головах людей, а
понятие "Зона” могло означать не только места заключения.
Позднее, когда в 1986 году взорвалась Чернобыльская АЭС,
слово Зона стало ассоциироваться с Зоной отчуждения, образовавшейся на месте
катастрофы, а сталкером могли называть людей, по каким либо причинам идущих в
нее. Причем называть любого: и безудержного авантюриста, стремящегося открыть
тайну катастрофы или ищущего секретные установки, и ученого, исследующего
последствия трагедии, и мародера, рыскавшего по домам, но представлялся в
глазах, при слове сталкер, неизменно – человек с противогазом и автоматом. Так
сложился образ "того – самого сталкера”. В марте 2007 года выходит игра Сталкер
: Тень Чернобыля, которая доносит образ народного сталкера и формирует самое
сокровенное – дух культуры ( в чем он заключается, рассмотрим ниже), до широких
слоев молодежи.
Итак, у нас сложились основные термины, образы, о которых
все знают. Но как из этого может произойти полноценная субкультура? Как
несколько слов, и нескольких выдуманных историй складывается устойчивое
объединение людей, совершенно разных, но считающих себя едиными по духу?
Играя в игру, читая книгу, смотря фильм, проникаясь самой
его сутью – мы открываем что-то новое для себя. И встретив на улице совершенно
незнакомого нам человека, узнав в нем такого же соискателя, мы чувствуем, что
похожи. Не по образу жизни, не по цвету одежды или прическе, а по
мировоззрению: по взглядам на окружающих нас людей и происходящие вокруг
события. Когда таких людей становится много – рождается субкультура.
Вполне логично у вас возникает вопрос: "Чем отличается фанат
каких-нибудь звездных воин от фаната сталкера?”
Ответ прост: абсолютно и категорически – ничем. А вот фаната
от представителя культуры следует отделить сразу же. Фанат игры, музыки, стиля
одежды – не является представителем субкультуры, это вам подтвердит кто угодно,
знающий само понятие субкультуры.
"Тогда с чего вы вообще взяли, что это субкультура?” Давайте
ответим вместе.
Субкультура в социологии и культурологии – часть культуры
общества, отличающаяся от преобладающей. Субкультура может отличаться от
доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой
поведения, одеждой и другими аспектами. Имеется ли своя система ценностей?
Определенно. Любовь к оружию, например, говорит о высокой оценке силы, хотя
современное общество диктует нам, что сила решает очень мало. Относительно
других культур – в сталкерской более проявлены оттенки реализма, футуризма, в
значительной степени – символизма. Это и складывает саму философию, если
угодно: дух культуры. Символом для нас может быть пожелтевшая газета, лежащая в
пыли старая кукла, разбитые качели, то, что для многих – обыденные вещи.
Непостижимая любовь к заброшенным людьми местам, пейзажам Советских времен и
русской природы – сложный симбиоз ностальгии по ушедшему СССР, сплетенной с
восхваляемой всеми поэтами любовью к родным местам. Любовь к дождю и вечной
осени, к луне, к ветру, к небу – к тем простым, окружающим нас вещам. Только
настоящий сталкер поймет дух пустынной полуразрушенной деревни, восхитится
ярким, потрескавшимся и облупившимся от времени панно советских времен,
прочувствует завораживающую красоту пустеющих заводов, брошенного всюду хлама.
В этом красота для нас.
Присутствует в системе взглядов и непризнание никакой
непосредственной власти над собой (сталкер сам себе хозяин), что однако, не
дает вам право сравнивать эту формулировку с экстремизмом и движением против
официальных властей (потому как официальная власть – нами выбрана, если по
умолчанию соглашаться с тем, что у нас демократия.). Тем более не стоит думать,
что культура поддерживает анархизм (даже в книгах существуют некие общие
нерушимые правила Зоны, исполняющие регулирующую роль, хотя некоторые
провозглашают полную непосредственную свободу). Есть свои традиции: постоянные
сходки, страйкбольные и пейнтбольные игры, фестивали. И самое главное: высокие
моральные ценности, с самого фундамента – Братьев Стругацких, до современных
книг и игр – высоко почитаемые. Взять хотя бы "Зона крыс не любит” или "своих в
беде не бросают”. Ценности, прежде всего, чести, смелости и честности ( к
которым нас приучали родители и которые так быстро развращает телевизор),
неприемлемости беспричинной жестокости (столь популярной во многих молодежных
объединениях) и жадности.
И все это – при полном отсутствии уравниловки в одежде и
конкретных вкусах, вследствие чего – логичное внутреннее деление, так же
существующее ввиду, как уже было сказано, неприемлемости непосредственно
власти. Взгляды , если поразмыслить, разные – лишь по поводу конкретных
ситуаций и поведения в них. Тут, я думаю, не найдется культуры, в которой все
мыслят, как зомби – одной мыслью во всех ситуациях. В целом же, основные
ценности, взгляды на культуру, честь и достоинство – одинаковые. Мало того,
взгляды этой культуры устремлены не на развращенный запад, где мальчик похож на
девочку, где деньги решают все и где восхваляется жестокость. Если вы родитель
и ваш сын или дочь считают себя сталкером , не стоит хвататься в ужасе за
голову с мыслью "что за новая беда , рожденная телевизором”.
Говоря, что "ходить по городу в противогазе”, "собираться с
кем-то для драк”, "доказывать однокласснику, что Долг круче Свободы”, "просто
разрисовать страничку в контакте”, несусветная глупость, вспомните – чем фанат
отличается от представителя культуры.
И не забывайте, что у культуры нет иных целей, кроме
просвещения и объединения, именно это и отличает её представителей от толпы уличного
сброда.
От Роман "Ferrari314[SEPARATIST]”
Журнал "Южный Форпост”
27.08.2010
|